Главная » Жизнь » Курс «Лидерство без ограничений для подростков»

Представительство Международного детского фонда в Республике Беларусь при поддержке Агентства США по международному развитию реализует новое программное направление «Расширение участия людей с инвалидностью в общественной жизни и процессе принятия решений». Деятельность этого программного направления нацелена на создание условий для равного участия людей с инвалидностью во всех сферах жизни и деятельности общества. В рамках этой программы был разработан курс «Лидерство без ограничений» для людей с инвалидностью. Курс пользовался популярностью у людей с инвалидностью – так за четыре года на них обучились около 100 человек. Это люди, которые по-новому взглянули на себя, на свою инвалидность, на свои взаимоотношения с людьми и с обществом в целом. Выпускники лидерства поддерживают дружеские, партнерские отношения. Вместе они реализуют новые проекты, уже используя знания и умения, полученные на семинарах и тренингах.

Курс «Лидерство без ограничений» призван помочь участникам раскрыть свои неограниченные возможности и реализовать лидерский потенциал в собственной жизни через усиление личной эффективности, укрепление взаимосвязей с семьей и сообществом, обучение навыкам целеполагания, планирования, коммуникации и сотрудничества. Концепция курса предполагала движение изнутри – наружу. Курс предлагал начать с себя, самосовершенствование, осознание своих достоинств и недостатков. Что помогает в жизни, а что мешает. Далее – это отношение с ближним кругом – семьей, родственниками, друзьями. И только после этого – становление лидером, изменение жизни вокруг и  приобретение активной жизненной позиции.

Особенности курса. Участниками курса были подростки с инвалидностью в возрасте 15-17 лет, их родители и волонтеры. Подростки с  ограничениями – это в основном ребята, которые являются инвалидами с детства, и у них отличная от взрослых инвалидов-колясочников психология, жизненный опыт и восприятие собственного  «Я». Они имеют как различное физическое состояние, так и разный уровень психического развития. Это  выражается в неравномерно сниженном запасе сведений и представлений об окружающем мире. Кроме того, подростков отличает быстрая истощаемость психических процессов, снижение объема памяти, недостаточность концентрации внимания.

Нарушения эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде повышенной эмоциональной возбудимости, двигательной расторможенности, раздражительности или, напротив, в виде заторможенности, застенчивости, робости. Нарушения поведения могут проявляться в агрессии, реакции протеста; могут наблюдаться состояния полного безразличия к окружающему, равнодушия. Личностное развитие у детей с ДЦП также имеет ряд особенностей. Прежде всего, это незрелость личности, которая проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых вопросах, негативное восприятие собственного «Я». Это влечет за собой неспособность и нежелание самостоятельной практической деятельности, приводит к формированию иждивенческих установок и трудностям социальной адаптации.

Эти особенности предполагают использование специальных методических приемов для лучшего усвоения материала детьми с особенностями. Более подробное разъяснение учебного материала, акцентированное повторение и закрепление пройденного материала, более частые перерывы в деятельности, использование игровых методов. Создание атмосферы доброжелательности и успешности при выполнении заданий.

В ходе подготовки к мероприятию, тренерская команда решила, что родители детей с особенностями также будут посещать параллельные занятия с целью способствования более успешному усвоению материала детьми, собственному образованию для более позитивного восприятия своего ребенка и налаживание более тесных дружественных отношений между родителями и детьми. Это было сделано для того, чтобы помочь каждому ребенку развить его способности и задатки и стать активным членом общества.

Кроме родителей в курсе участвовали волонтеры – молодые люди без инвалидности, которые являлись равноправными участниками курса. Занятия проводились раздельно в молодежной и родительской группе, отдельно составлялись и методические материалы.

 Вот высказывания участников о курсе «Лидерство без ограничений»:

Марго Шнип:

— Этот курс помог мне в бытовых моментах —  организации своего времени, планировании дня, расставлении приоритетов. У меня, как у человека, в принципе, не очень организованного, до начала курсов были сложности. А сейчас я стала намного увереннее в себе. В моей жизни произошло много изменений: я поступила в ЕГУ, стану дизайнером. К тому же, это новая группа, новые знакомства… Раньше у меня не было большой компании друзей, потому что я училась на дому. И, наверное, в то время даже от одной мысли о большой аудитории, группе, мне становилось некомфортно, сложно. Но сейчас, после пройденного курса, я уже не беспокоюсь, у меня нет никаких мыслей о том, что что-то может пойти не так. Я убеждена в том, что в любом случае займу свою нишу, свое место. Вот это, наверное, самые главные и самые важные для меня достижения. Изучали курс мы в виде теории и практических упражнений. Иногда они выглядели довольно забавно, как детские игры. Нам было весело, но, подводя итоги, мы понимали, что за этой озорной игрой, как в басне, видится серьезная мораль. Становилось ясно, что игрой мы решаем значимую проблему и теперь смотрим на неё не так, как раньше.

Игорь Юрчик:

— Я занимаюсь волонтерским движением достаточно давно и заметил такую особенность: каждый отыгрывает свою роль. Одни воспринимают себя как те, кто оказывает помощь и другие — те, кто её принимает. А на курсах мы начали взаимодействовать, наше сознание перевернулось. И к концу обучения это был очень дружный, слаженный, настоящий коллектив. Уже прошло полгода с тех пор, но мы поддерживаем связь, общаемся. Этот свой опыт мы постараемся передать своим друзьям, знакомым, родственникам, что возможно поможет изменить отношение к людям с инвалидностью в обществе.

Автор: Серкульская Елена, Кандидат педагогических наук, Председатель ООИ «Особый мир»