Главная » Жизнь » Социокультурная адаптация детей с инвалидностью – первый шаг к независимости

Данная брошюра  — результат проекта «Первый шаг  к независимости», осуществляемый Общественным объединением инвалидов «Особый мир» при поддержке Представительства Международного детского фонда в Республике Беларусь.

Цель проекта — содействие социокультурной адаптации детей с инвалидностью и их ближайшего окружения через занятия арт-терапией, организацию обучающих и массовых мероприятий.

В проекте основным средством  социокультурной адаптации детей с  инвалидностью выбрана арт-терапия, так как в детском возрасте именно этот вид деятельности способствует выработке самостоятельности, формированию социальных связей, удовлетворяет эстетические потребности. Уникальность проекта заключается в следующем: 1)впервые объединены в единый блок занятий инновационные социокультурные технологии: терапия фокусами, снотерапия и танцевально-двигательная терапия; 2)занятия проходят вместе с родителями и здоровыми детьми из этих семей; 3) в проект максимально вовлечены взрослые инвалиды-колясочники соответствующей квалификации, которые достигли успехов и являются наглядным примером, как для детей, так и для родителей.

Мнение Представительства Международного детского фонда Республики Беларусь может не совпадать с мнением автора брошюры

ВВЕДЕНИЕ

Значительная часть детей с отклонениями в развитии, не­смотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается не­подготовленной к интеграции в социально-экономическую жизнь. Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что большинство детей с инвалидностью, могут при соответствующих условиях стать пол­ноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать се­бя в материальном отношении и быть полезным обществу.

В последние годы в нашей стране произошли значительные изменения в подходах к обучению и воспитанию детей с инвалидностью в лучшую сторо­ну. Приняты на государственном уровне соответствующие законодательные акты. Складывается система нового вида специализированных учреждений — центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, территориальных центров социального обслуживания населения и цент­ров, позволяющих комплексно решать многие проблемы. Начала осуществляться подготовка специалистов, призван­ных обеспечивать социальную реабилитацию детей с ограни­ченными возможностями здоровья. Большинство дошкольных и школьных учреждений создают условия для совместного обучения детей с инвалидностью и здоровыми детьми.

Однако процесс социальной адаптации детей с инвалидностью процесс очень сложный и требует всестороннего изучения. Наряду с государственными учреждениями совершенствуют свою работу и общественные объединения инвалидов.

Проект «Первый шаг к независимости» направлен на социокультурную адаптацию детей с инвалидностью и их ближайшего окружения средствами арт-терапии, через проведение обучающих и массовых мероприятий. На данном этапе могут возникнуть вопросы. Почему выбрана именно арт-терапия для воспитания активного и независимого образа жизни у детей с инвалидностью? Что такое независимая жизнь и центры независимой жизни? Какие средства и методы работы выбрать для проведения мероприятий с детьми с инвалидностью и как провести совместное мероприятие со здоровыми детьми? Ответы на все эти вопросы можно найти  в этой брошюре.

ГЛАВА 1

Независимая жизнь людей с инвалидностью. Социальный и медицинский подход к инвалидности

Философия независимой жизни

Понятие «независимая жизнь» в концептуальном значении подразумевает два взаимосвязанных момента. В социальном значении независимая жизнь — это право человека быть неотъемлемой частью жизни общества и принимать активное участие в социальных, политических и экономических процессах, это свобода выбора и свобода доступа к жилым и общественным зданиям, транспорту, средствам коммуникации, страхованию, труду и образованию. Независимая жизнь — это возможность самому определять и выбирать, принимать решения и управлять жизненными ситуациями. Независимая жизнь не зависит от вынужденности человека прибегать к посторонней помощи или вспомогательным средствам, необходимым для его физического функционирования.

В философском понимании независимая жизнь — это способ мышления, это психологическая ориентация личности, которая зависит от ее взаимоотношений с другими личностями, от физических возможностей, от окружающей среды и степени развития систем служб поддержки. Философия независимой жизни ориентирует человека, имеющего инвалидность, на то, что он ставит перед собой такие же задачи, как и любой другой член общества.

Включение в инфраструктуру общества системы социальных служб, которым человек, имеющий инвалидность, мог бы делегировать свои ограниченные возможности, сделало бы его равноправным членом общества, самостоятельно принимающим решения и ответственность за свои поступки, приносящим пользу государству. Именно такие службы освободили бы человека, имеющего инвалидность, от унижающей человеческое достоинство зависимости от окружающей среды, и высвободили бы бесценные человеческие ресурсы (родителей и родственников) для свободного труда на благо общества.

Что такое «Независимая жизнь»?

Независимая жизнь для людей с инвалидностью означает право и возможность выбирать самим, как жить. Это значит жить так же, как и другие, имея возможность самим решать, что делать, с кем встречаться и куда пойти, будучи ограниченным лишь в той степени, в которой ограничены другие люди, не имеющие инвалидности. Это значит иметь право ошибаться так же, как любой другой человек.

Чтобы стать действительно независимыми, люди с инвалидностью должны противостоять множеству преград и преодолевать их. Такие преграды могут быть явными (физическая среда и т.д.), а также скрытыми (отношение людей). Если преодолеть эти преграды, можно добиться многих преимуществ, это — первый шаг на пути к тому, чтобы жить полноценной жизнью, выступая в роли работников, работодателей, супругов, родителей, спортсменов, политиков и налогоплательщиков, иначе говоря, чтобы в полной мере участвовать в жизни общества и быть его активным членом.

Независимость — понятие относительное, которое каждый человек определяет по-своему.

Медицинский и социальный подход к  инвалидности

Медицинская модель рассматривает инвалида как проблему. Инвалиды должны сами адаптироваться к миру, насколько это возможно. Если это невозможно, значит, они должны быть отправлены в специальное заведение, или изолированы дома, для того, чтобы они все же смогли удовлетворять самые насущные потребности. Акцент делается на зависимости, а сам подход основан на стереотипах, по которым инвалидность вызывает жалость, страх и желание опекать. Обычно все внимание концентрируется на самом нарушении, а не на реальных потребностях человека. Все усилия изменить ситуацию лежат в медицинской плоскости, ассоциируются с медиками, которые говорят о лечении, нормализации и науке. Часто жизнь людей с инвалидностью просто-напросто отдана им.

Другие люди, обычно профессионалы, которые сами не имеют инвалидности, оценивают, что могут и не могут инвалиды, где они могут учиться и работать. Они также решают, рождаться ли ребенку на свет и можно ли инвалиду позволить иметь потомство. Подобный контроль над жизнью ощущается и в тех барьерах, которыми полна окружающая среда, сводящая до минимума возможности людей  с инвалидностью. Эти барьеры встречаются повсюду — в школе, на работе, на отдыхе, даже дома, в их собственных семьях, и именно эта практика и делает людей с ограниченными возможностями настоящими инвалидами.

Социальная модель была разработана в качестве альтернативой доминирующему медицинскому восприятию инвалидности. Она в основном была направлена на определение тех барьеров, которые изолируют людей с инвалидностью и не позволяют им стать полноправными членами своих сообществ.

Нарушения и хронические болезни существуют и создают для людей с инвалидностью реальные трудности. Это всего лишь нарушения. Они не делают людей с инвалидностью менее полноценными людьми. Однако большинство людей воспитаны сознавая, что это именно так и есть. Страх, невежество, предрассудки и дискриминация — это то, что на самом деле ограничивает возможности людей. Понимание этого процесса позволяет людям с инвалидностью лучше думать о самих себе, побуждает начать отстаивать свои права.

Если сами люди с инвалидностью не отойдут от медицинской модели восприятия своего «Я», то это будет только усугублять их положение. Для людей с инвалидностью важно разъяснять необходимость медицинского лечения, но и предупреждать об опасности  «замедицинивания» жизни. В этом случае жизнь человека может стать непрерывным лечебным процессом. А ведь люди лечатся для того, чтобы их жизнь стала более полноценной, а не ради самого процесса.

Медицинская и, связанные с ней, административные и благотворительные модели также неверны, так как они не могут определить причин изоляции. Даже такие внутренние факторы, как формирование негативного образа собственного «Я», которые изолирует инвалидов от самих себя. В то время, как социальная модель может быть достаточно незрелой в формальном смысле — т.е. она не охватывает все, что касается инвалидности, и ни одна модель не может все охватить, — она прекрасно помогает работать с теми факторами, которые являются причиной социальной изолированности людей с инвалидностью.

Люди с инвалидностью являются экспертами о самих себе и должны громко и четко об этом заявлять. Какие первые шаги необходимо предпринять для того, чтобы люди с инвалидностью приняли социальную модель:

  • Проводить обучение по пониманию инвалидности.
  • Направлять усилия на преодоление отсутствие физического доступа к объектам инфраструктуры, отсутствие доступа к средствам связи.
  • Преодолевать дискриминацию при приеме на работу.
  • Формировать позитивные  образы людей с инвалидностью  в мышлении общества.

Единственное, как можно сделать социальную модель действующей, так это через действие. Разработаны рекомендации, с помощью которых люди с инвалидностью могут начать работать над своей самостоятельностью и независимостью (Приложение 1).

Какие требуются действия — определяется самими людьми с инвалидностью для их конкретной социально-культурологической ситуации. Очень важно подчеркнуть, что каждое общество исключает людей с инвалидностью из общественной жизни, или привлекает их к ней, по-разному. Поэтому важно определить формы исключения, которые часто не лежат на поверхности.

  Социальная модель и общество

1) Почему важно информировать общество о социальной модели? Потому что она:

  • позволяет создать основу для разговора о равных правах;
  • добиться значимых изменений отношения к людям с инвалидностью;
  • дает целенаправленное стратегическое видение ситуации.

2) Каким образом информировать общество:

  • Обучать пониманию инвалидности в основных секторах, работающих с людьми с инвалидностью — службах социального обеспечения, службах здравоохранения.
  • Совершенствовать законодательство, определяющее осуществление прав и свобод людей с инвалидностью.
  • Лоббировать интересы отдельных групп людей с инвалидностью и интересы всех инвалидов  в целом.
  • Проведение кампаний в средствах массовой информации, направленных на формирование позитивного представления о людях с инвалидностью.

«Лечение» проблемы инвалидности лежит в плоскости общества. В отличие от медицинского лечения, которое сконцентрировано на отдельном человеке и его нарушениях, цель движения за независимую жизнь инвалидов вполне достижима и принесет пользу большому количеству людей.

ГЛАВА 2

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ

В Республике Беларусь отношение к  людям с инвалидностью, взрослым и детям, до недавнего времени строилась на основе медицинской модели. Такая модель ослабляет социальную позицию человека, имеющего инвалидность, обособляет от «нормального» сообщества, обрекает его на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими людьми. Следствием этого является развитие у людей с инвалидностью пассивно-иждивенческих жизненных ориентаций. На самом деле проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной проблемой неравных возможностей.

На сегодняшний день важным является привлечение внимания к жизненной активности самих инвалидов, формировании в обществе новой концепции независимой жизни людей с инвалидностью, формирования положительного имиджа семей, воспитывающих детей с инвалидностью. В этом процессе должна осуществляться постоянная и планомерная работа в трех направлениях: первое  — изменение установок у самих людей с инвалидностью, второе —  у членов их семей (так как во многом активность инвалидов зависит от их воспитания в семье) и третье — окружающего сообщества.

Проблема состоит в том, что инвалиды не проявляют должной активности в решении жизненно важных вопросов, позволяя другим за них решать их проблемы. У большинства отсутствует стремление работать, вести активный и независимый образ жизни.

Детский возраст наиболее пластичен для приобретения навыков независимости, активности и коммуникации. В детском возрасте наибольшее значение для приобретения независимости является социокультурная адаптация детей с инвалидностью, важной составляющей которой является социокультурная деятельность. Это деятельность, которая помогает ребенку с инвалидностью устанавливать социальные связи, выявлять и развивать его творческие способности, удовлетворять эстетические интересы, самоутверждаться в сложной жизненной ситуации. Социокультурная деятельность помогает детям достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в социальных взаимодействиях, необходимый уровень культурной компетентности и удовлетворения культурно-досуговых потребностей, что призвано создать условия для позитивных изменений в образе жизни за счёт расширения рамок их независимости.

В проекте «Первый шаг к независимости» объединены инновационные социокультурные технологии, применение которых позволяет комплексно воздействовать и активизировать двигательную, психическую и социальную сферы детей с инвалидностью. Такой подход позволяет улучшить физическое состояние детей, дать им почувствовать состояние успешности, которое в дальнейшем даст им уверенность в собственных силах, а также развивать коммуникативные навыки как в семье, так и с другими членами сообщества.

Почему именно арт-терапия  выбрана основным средством социокультурной адаптации детей с инвалидностью и их ближайшего окружения?

По сути арт-терапия – это способ обретения душевного спокойствия, снятия душевной боли путем создания предметов искусства (творчества). Иногда это поиск себя, иногда — способ выплеснуть горе и негатив. Это игра, в которой отсутствуют рамки, любые ограничения по виду деятельности, сюжету, воплощаемому автором. Терапия искусством способствует максимальной реализации творческих способностей ребенка, помогая ему понять свое предназначение. Несмотря на кажущуюся простоту детской арт-терапии, это на самом деле очень серьезная, имеющая свои показания форма психотерапии. К таким показаниям относят: неврозы, страхи, повышенную тревожность, низкую самооценку, конфликты в школе и семье. Русский философ Николай Бердяев определил творчество как «отсутствие всякой подавленности».

Творчество  помогает детям  с инвалидностью преодолеть отчуждение: отчуждение от людей, отчуждение от общества, отчуждение от культуры, отчуждение от самого себя… Итак, отчуждение – это негативная цель. А что же является позитивной целью, к чему ребенок должен через творчество  приходить? Позитивные цели: обретение чувства полноты «здесь и сейчас», формирование жизненной устойчивости, то есть некого мотивационного стержня, желания жить в мире, желание участвовать в жизни, стремление проявлять себя максимально полно. Что еще может входить  в этот комплекс жизненной устойчивости? Это знания о саморазвитии, о самореабилитации, формирование этих навыков у детей и молодых инвалидов. Саморазвитие, наверно, является ключевым моментом. Мир стал очень мобильным, человек должен постоянно приспосабливаться, адаптироваться. Развитие цивилизации идет очень быстрыми темпами, к этим изменениям люди не успевают приспосабливаться. Поэтому молодым людям с ограничениями нужна самоорганизация, т.е. те знания умения и навыки, которые могут позволить более успешно вступать в контакт с окружающим миром, быстрее включатся в те или иные отношения.

У людей с любыми нарушениями сохраняются четыре очень важные способности, формы активности: способность к общению в той или иной форме; способность к творчеству; способность к деятельности, т.е. когда человек  самостоятельно ставит цели и достигает их; и способность к познанию. Эти формы активности, сохраняются у любого человека.

ГЛАВА 3

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

В проекте «Первый шаг к независимости» занятия с детьми предполагают использование инновационных социокультурных технологий. В нашем проекте в основном принимали участие дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые передвигаются в инвалидных колясках. У  специалистов часто вызывают трудности организация культурной и досуговой деятельности с этой категорией детей. Объединение данных технологий основывается на комплексном педагогическом и психологическом воздействии в процессе занятий.

3.1.        Занятия по программе «Детские сны», или снотерапия.

Суть программы заключается в совместной работе детей с инвалидностью и волонтерами (в идеале – с каждым ребенком работает один волонтер).  Нужно отметить, что наши волонтеры – студенты и выпускники Белорусской государственной Академии искусств. В ходе занятий волонтеры-художники беседуют с детьми об их жизни, мечтах, снах. А затем помогают детям изобразить сказанное различными художественными средствами (в зависимости от физических и умственных возможностей).  Результаты бесед и творческих занятий фиксируется на аудио, видео и фотоаппаратуре, позволяющих сделать анализ психологического состояния и приобретенных навыков творческой самореализации детей.

Изобразительная арт-терапевтическая работа предполагает наличие разнообразного материала. Наравне с красками и карандашами используется цветная бумага разных форматов, фольга, скотч, нитки, текстиль, пластилин, глина и др. По творениям и рисункам, созданным ребенком, можно судить о его внутреннем мире. Выражая себя, в процессе рисования, ребенок раскрепощается, избавляется от запретов и внутренних ограничений, высвобождая свои скрытые таланты. Визуализация помогает избавляться от тревоги и нервозности, возможность выражения в рисунке своих фантазий избавляет ребенка от агрессии и развивает мышление.

Методические рекомендации:

  • Количество детей в группе не должно превышать 5-7 человек, в зависимости от тяжести нарушений.
  • Нужно помочь ребенку выбирать материал, с которым он будет работать на занятии.
  • · Каждое занятие предваряет беседа с педагогом (волонтером). Необходимо наводящими вопросами вывести ребенка на определенный ход мысли. Дети часто не могут в словесной форме выразить свои чувства, эмоции и им необходимо в этом помочь.
  • · На каждом занятии необходимо давать детям задание позволяющие овладевать элементами рисования или другого вида художественного воплощения.
  • · Обучение элементам рисования не должно превалировать над творческими, свободными видами детского самопроявления.
  • · Возможно  в процессе занятий обучать детей работе с аудио-, видео-, и фотоаппаратурой, которой проводится фиксация результатов.

3.2.            Танцевально-двигательная терапия.

Танцы на колясках набирают все большую популярность как вид реабилитации, полезного времяпровождения, а также как вид адаптивного спорта. Разнообразие направленных воздействий на организм и психику ребенка, музыкальных стилей и ритмов, театрализованные выступления позволяют очень широко использовать танец в работе с детьми  с инвалидностью. Происходящее на занятиях по танцевально-двигательной терапии выходит за рамки привычной танцевальной работы. Основная задача – творческое раскрытие личности каждого ребенка. Волшебным образом воздействуют на психику детей движения под музыку. Они дают импульс для развития воображения, успокаивают, расслабляют или возбуждают. Танцевальная работа неразрывно связана с психологической работой. Дети совершенствуют способности к  пространственной ориентации, умению общаться друг с другом. Общение в танце – уникальный опыт для малышей, когда надо без слов понять друг друга. В жизни это поможет им находить общий язык с людьми.

В проекте «Первый шаг к независимости» занятия по танцевально-двигательной терапии проходили совместно с родителями. Многолетний опыт подтверждает эффективность таких занятий, так как родители являются активными участниками и помощниками своим детям (это дает возможность привлекать детей с самыми тяжелыми формами нарушений). В результате общих занятий происходит улучшение взаимопонимания между родителями и детьми, улучшение внутрисемейного климата. Родителям это позволяет также приобрести навыки танца, улучшать свою физическую форму и  эмоциональное состояние.

Методические рекомендации:

  • Перед занятиями разделить детей на подгруппы по их функциональным возможностям;
  • · Подбор заданий осуществлять в зависимости от функционального состояния детей —  не должны использоваться танцевальные элементы, который ребенок в принципе выполнить не может (это помешает создать ощущение успешности, как у ребенка, так и у родителей);
  • · Использовать упражнения из «зоны ближайшего развития» — это те упражнения, который ребенок еще не может сделать сам, но может сделать при помощи взрослого.
  • · Начинать занятия с медленных и простых движений, переходя постепенно к более быстрым и более сложным.
  • · Для контроля за овладением двигательных навыков желательно проводить тестирование  один раз в полгода. Пример тестирующих упражнений:
  1. Езда в коляске по прямой (25м — на время)
  2. Фигурная езда  — объехать 5 обручей, разложенных на 25 метрах (на время)
  3. Повторить 5 движений за инструктором (результат — за сколько повторений ребенок запомнит все 5 движений)
  4. Повороты на 45, 90, 180 и 360 градусов (оценивается правильность выполнения поворота). Как вариант возможно выполнение нескольких поворотов на время.

3.3.        Занятия по программе «Исцеляющая магия».

Занятия по программе «Исцеляющая магия» включают в себя обучение простым фокусам детей, имеющих нарушения развития, повреждения спинного или головного мозга, нарушения опорно-двигательного аппарата, психоневрологические заболевания. При изучении фокусов участники получают новые навыки, которые улучшают их реабилитационный процесс и поднимают их самооценку. Данный метод сочетает в себе навыки профессиональных фокусников с навыками профессиональных медиков и педагогов с целью обеспечить качество терапевтического обучения, выходящего за пределы традиционных реабилитационных методик.

Как работает программа «Исцеляющая магия»:

  • Врачи (педагоги) отбирают участников, которые, по их мнению, могут получить пользу от изучения фокусов.
  • Волонтер-фокусник и врач отбирают трюки, которые направлены на определенные результаты – например, улучшают связь между зрением и движениями, развивают хват пальцев руки, или улучшают самооценку и уверенность в себе.
  • Волонтер-фокусник обучает этим трюкам участника, помогая ему понять и выполнять необходимые простые инструкции и движения. В течение следующей недели врач помогает участнику закреплять эти навыки, поэтому важно, чтобы врач также разучил фокус. Обычно волонтеру необходимо посещать реабилитационное учреждение раз в неделю на час или более. Это позволяет ему работать с тем же пациентом, когда он возвращается для совершенствования выученных действий. Совместная работа фокусника и врача поддерживает мотивацию и энтузиазм пациента, которые необходимы для достижения успешных результатов. Фокусник помогает пациенту пройти путь от простого повторения «магических действий» к исполнению «магического эффекта». Волонтер-фокусник помогает ребенку с инвалидностью добавить яркости и беглости его действий, и пациент в итоге вполне может удивить и развлечь членов своей семьи и друзей. Фокусник передает дар успеха и уверенности в себе, параллельно помогая восстанавливать утраченные навыки. Какую удивительную и чудесную вещь могут предложить людям фокусники!
  • Когда пациент овладевает трюки, фокусник и врач выбирают новые, которые более сложны и требуют от чуть больших усилий — и процесс стартует снова: обучение, репетиции, совершенствование, исполнение и демонстрация.
  • Группа участников проходит цикл из 4-5 занятий, после чего необходимо сделать паузу в 2-3 месяца. После этого можно вновь пройти цикл, вспомнить с участниками забывшиеся фокусы, научиться еще не освоенным трюкам.

Методические рекомендации:

  •  желателен возраст участников от 5 лет;
  • необходимо, чтобы у участника  функционировала хотя бы одна рука;
  •  необходим психоинтеллектуальный  и двигательный уровень, позволяющий участнику запомнить инструкцию из 3-4 этапов и воспроизвести их в движениях рук (руки).
  • Группа участников проходит цикл из 4-5 занятий, после чего необходимо сделать паузу в 2-3 месяца. После этого можно вновь пройти цикл, вспомнить с участниками забывшиеся фокусы, научиться еще не освоенным трюкам.
  • Для занятий используется реквизит: карандаши, веревки, резинки, платки, скрепки, бумага, ножницы.

ГЛАВА 4

ОПЫТ ПРОЕКТА «ПЕРВЫЙ ШАГ К НЕЗАВИСИМОСТИ»

Как уже отмечалось – переход к независимой жизни людей с инвалидностью —  это сложный и достаточно длительный процесс. При этом должна осуществляться постоянная и планомерная работа в трех направлениях: первое  — изменение установок у самих людей с инвалидностью, второе —  у членов их семей,  и третье — окружающего сообщества. Социальная интеграция – это взаимное движение навстречу общим интересам, как самих инвалидов, так и их ближайшего окружения и всего сообщества.

Этим постулатом мы руководствовались при построении логической последовательности мероприятий нашего проекта. Выше были описаны методики, по которым проводились занятия в группах. При этом в процесс активно привлекались родители, здоровые дети из семей, воспитывающих детей с инвалидностью, волонтеры. Особенностью проекта было то, что  к организации и проведению всех мероприятий проекта активно привлекались взрослые инвалиды-колясочники. Для детей и для родителей они являлись примером активной и независимой жизненной позиции.

4.1.        Встречи в группах самопомощи  «Родительский клуб»

Работа с родителями, воспитывающих детей с инвалидностью  — это особое направление работы в рамках проекта. Для повышения уровня знаний у родителей о возможностях самореализации ребенка с инвалидностью в сфере обучения, профориентации, творчества и спорта нами разработан курс тематических бесед-тренингов в группах самопомощи «Родительский клуб». Темы бесед:

  • Философия независимой жизни людей с инвалидностью. Социальная и медицинская модель отношения к детям и людям с инвалидностью.
  • Правила поведения с людьми с инвалидностью.
  • Безбарьерная среда и бытовая независимость детей с инвалидностью.
  • Безопасное и эргономичное сопровождение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  • Адаптация жилого помещения к самообслуживанию.
  • Выработка навыков бесконфликтного поведения в семье.
  • Юридическая и правовая грамотность.

Результатами этой работы стал сформированный коллектив единомышленников и друзей, которые вместе помогают друг другу и вместе решают возникающие проблемы. Родители стали более общительными, пропало стеснение и отчужденность. И еще один очень важный факт  — к участию в  «родительском клубе» присоединились и  отцы детей с  инвалидностью, которые зачастую не участвуют в процессе лечения и воспитания детей с инвалидностью.

4.2.Обучающая программа «Школа независимой жизни – первый шаг»

На основе имеющегося опыта и теоретических данных была разработана обучающая программа «Школа независимой жизни – первый шаг» для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, основанный  по принципу «равный обучает равного». Наглядный пример взрослого инвалида-колясочника стимулирует к деятельности детей (принцип подражания) и демонстрирует родителям и специалистам возможности самостоятельности и независимости человека с данным видом инвалидности.

Цель программы — демонстрация для родителей возможностей самостоятельных действий детей (предотвращение гиперопеки) и повышение навыков социально-бытовой адаптации детей.

Задачи программы:

  • · Овладение детьми бытовыми навыками без помощи родителей (при контроле инструктора инвалида-колясочника)
  • · Приемы для снятия психологических зажимов, барьеров при коммуникациях (для родителей).
  • · Овладениями навыков бесконфликтного поведения на основе ролевых игр (для детей и родителей).
  • · Овладение элементами адаптированных видов спорта в целях повышения функциональных возможностях организма.
  • · Пилотная апробация этой программы подтвердила ее эффективность и используется в работе с детьми с инвалидностью и членами их семей.

(Подробнее программа описана в приложении 2).

Мероприятие очень понравилось как детям, так и родителям. Родители отмечали важность примера взрослых людей на колясках в повседневной жизни для активности и самостоятельности ребенка. Дети все свободное время проводили рядом со взрослыми колясочниками. Родителям в свою очередь было больше возможности пообщаться между собой, немного отдохнуть. Родители отметили улучшение двигательных функций за счет эмоционального подъема и регулярных занятий физическими упражнениями. Для организаторов и тренеров такое мероприятие тоже было в новинку и все отмечали, что оно удалось. Три дня прошли незаметно, были интересными, насыщенными событиями, открытиями и интересными мероприятиями.

Родители были приятно удивлены, что их дети могут сделать самостоятельно гораздо больше, чем они им это позволяют. Родители подтвердили свое желание усовершенствовать у детей навыки самостоятельности и в дальнейшей повседневной жизни.

4.3.        Первый интеграционный форум детских инициатив «Вместе – к обществу равных возможностей»

 Финальным мероприятием нашего проекта стал «Первый интеграционный форум детских инициатив «Вместе – к обществу равных возможностей». Целью которого стала демонстрация членам сообщества достижений и стремления к совершенствованию детей с инвалидностью в области рисования, танцев, пения, искусства фотографии,  спорта.

Практика показывает, что большинство массовых мероприятий проводится или отдельно для детей с инвалидностью, либо эти дети выступают в роли зрителей. По-нашему мнению, мероприятия должны проводиться с максимальным включением детей с инвалидностью во все мероприятия школ и детских садов.

На Форуме были продемонстрированы методы организации мероприятия, объединяющего не только детей с инвалидностью и без инвалидности, но и участие детей с разной инвалидностью (с нарушениями слуха, опорно-двигательного аппарата и с нарушениями интеллекта). В Форуме принимали участие волонтеры из Белорусского государственного университета физической культуры. Они выступали как активные участники мероприятия, а также как персональные ассистенты, а не как сторонние помощники в передвижении.

Каждый участник и зритель имел возможность попробовать себя в организованных мастер-классах. Дети без инвалидности овладевали элементами жестового пения, дети с инвалидностью и без инвалидности на мастер-классе выучили и продемонстрировали на публике совместный танец «Учитель танцев». Приглашенные дети, не принимавшие ранее участие в проекте, овладели элементами демонстрации фокусов, по программе «Исцеляющая магия».

Активность детей, проявленный интерес, как здоровых детей, так и с инвалидностью показало, что интегрированные мероприятия не только можно, но и необходимо проводить в каждой школе и дошкольных учреждениях. Необходимо так организовать мероприятие, чтобы ребенок с инвалидностью не был пассивным зрителем, а выступал или на ведущих ролях или занимал активную позицию. Для этого нужна дополнительная подготовка как самих детей с инвалидностью, так и специалистов и волонтеров.

Предварительно со здоровыми детьми школы № 25 г. Минска был проведен  тематический урок рисования на тему «Человек с инвалидностью – кто он?». Работы этого урока были выставлены вместе с фотовыставкой «Мой мир – какой он есть». Детские рисунки никого не оставили равнодушными. Люди с инвалидностью были отображены как полноправные члены общества, которые танцуют, рисуют, поют. Они дружат и создают семьи. Не было ни одного рисунка, где бы люди с инвалидностью были больными, жалкими и беспомощными. После посещения выставки люди испытывали прилив позитивных эмоций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Новое время диктует новые формы взаимодействия между людьми. Людей с инвалидностью все чаще можно встретить на улицах нашего города. Это не значит, что людей с инвалидностью стало больше. Это значит, что эти люди имеют возможность выйти из своих квартир, специализированных учреждений.

Равные права для людей с инвалидностью прописаны в законодательных актах нашей страны. Дети с инвалидностью ходят в детские садики, школы и университеты наравне с другими. Начинают создаваться рабочие места для людей с инвалидностью. Все это требует и другого отношения к жизни и от самих людей с инвалидностью. В мире равных возможностей нет места лени, иждивенчеству, слабости. Только максимальная самостоятельность, независимость, трудолюбие позволит детям и взрослым с инвалидностью не только иметь свои права, но и реализовать их. Конечно же, наличие прав влечет за собой и определенные обязанности. К этому нужно готовить детей с инвалидностью с самого раннего возраста. В нашем государстве для этого есть все возможности.

Формирование самостоятельности и независимости у детей с инвалидностью —  это не только дело учителей и воспитателей. Люди с инвалидностью, которые уже прошли этот нелегкий путь, и, несмотря на трудности, реализовались, должны передавать свой опыт младшим поколениям. Идти по проторенному пути гораздо легче.

Мы очень надеемся, что материалы нашего проекта смогут использовать специалисты, работающие с детьми с инвалидностью. Наш опыт поможет интересно и насыщенно проводить совместные мероприятия с родителями и со здоровыми детьми. Дети, имея перед собой пример активных и самостоятельных взрослых людей с инвалидностью, будут следовать их примеру и будут строить свою жизнь, сделав с нами «Первый шаг к независимости».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рекомендации Организации Объединенных Наций для людей с инвалидностью:

  1. Люди с различными видами инвалидности должны выступать от своего лица.

Обоснование. Разговор в первом лице («я», «мы») практически всегда более интересен и часто приносит больше удовольствия или эмоций, чем его передача в третьем лице.

  1. Определите ролевые модели. В качестве ролевых моделей в СМИ должны выступать сами инвалиды.

Обоснование. В различных сферах деятельности показывать инвалидам, их семьям и обществу, что инвалиды могут многого добиваться, а не только наблюдать за происходящим.

Таким образом, любой человек имеет больше шансов увидеть, что инвалиды различаются по умственным способностям, личностным качествам и интересам в той же степени, что и не-инвалиды.

  1. Рассказывайте детям об инвалидах. Детям нужно видеть положительные, естественные примеры жизни инвалидов.

Обоснование. Дети не должны бояться задавать вопросы об инвалидах, они должны понимать, что это естественно — быть любопытным. Большинство инвалидов сами хотят ответить на вопросы и ценят честность.

  1. Когда возможно, используйте юмор для передачи какого-то сообщения, особенно о представлениях, которые существуют в обществе о жизни инвалидов.

Обоснование. Юмор позволяет передать сообщение, которое, если о нем рассказывать долго и серьезно, будет поучительным и неинтересным. Такое сообщение часто помнится намного дольше.

5. Предоставляйте практическую информацию. Давайте информацию, которая будет полезна в повседневной жизни.

Обоснование. Усилия СМИ обычно более действенны, если содержат в себе информацию, которая практически поможет не-инвалиду (или инвалиду) при следующей встрече с женщиной, мужчиной или ребенком с инвалидностью.

  1. Улучшите окружающую обстановку. Чем меньше препятствий для инвалидов — тем лучше всем!

Обоснование. Свободный доступ для инвалидов на самом деле помогает и остальным людям.

  1. Представляйте инвалидов с точки зрения их возможностей и пользы, которую они могут принести обществу. Откажитесь от стереотипного мышления, что инвалиды являются иждивенцами и не способны приносить пользу обществу.

Обоснование.  Чем больше видно, что инвалид чего-то достигает, тем меньше значения придается его инвалидности или отличиям от других.

  1. Инвалидов необходимо представлять как активных членов общества, а не как пассивных и несамостоятельных наблюдателей.

Обоснование. Задача заключается в том, чтобы показать, что при равных возможностях в получении образования, профессиональной подготовки и при наличии технических средств и специальных услуг инвалиды могут многое дать своим семьям и обществу.

 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Галкин Н.Н. Введение в артреабилитологию. Социальная реабилитация инвалидов средствами художественного творчества: курс лекций, бесед и практических занятий. – Краснодар. – Москва, 2005 г.
  2. Гуслова М.Н.. Методика и организация социально-культурной деятельности с семьей в Центре реабилитации детей с ограниченными возможностями: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.05: Москва, 2002.
  3. Образование как фактор социальной мобильности инвалидов. –  Сборник научных статей, коллектив авторов. — Издательство «научная книга», 2007.
  4. Социокультурная реабилитация инвалидов: методические рекомендации/ сост. Г.Л.Зуева. – М.:ООО «Издательство ИМХО», 2004
  5. Тарасов Л.В. Материалы научно-практической конференции по проекту «Социокультурная реабилитация молодых инвалидов средствами танцевального искусства», 2008.  http://www.oduhotvorenie.com.

 

АВТОР – Серкульская Елена, доцент кафедры лечебной физической культуры Белорусского государственного университета физической культуры, кандидат педагогических наук.